Средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в жизни современного человека. Они влияют на стоимость акций, способствуют снижению валютных котировок, определяют спрос на товары и даже формируют общественное мнение о мировых событиях. Достаточно одного негативного сообщения, чтобы полностью разрушить репутацию компании. А упоминание производителя в положительном ключе может создать ажиотаж вокруг его продукции. Так рушатся и создаются целые «империи», а субъекты несут финансовые потери или получают немалые дивиденды. Но в таких новостях часто указывается недостоверная информация, о чем не всегда подозревают читатели.
На что обратить внимание
Фейковые новости давно превратились в сверхприбыльный бизнес. Это идеальная возможность «убрать» конкурента, раскрутить свой бренд или привлечь внимание целевой аудитории потребителей. В потоке фейковых сообщений все тяжелее найти достоверную информацию. Громкие заголовки и неопровержимые, казалось бы, доказательства могут смутить даже самого разумного читателя. Но выявить обман несложно, если обратить внимание на такие нюансы подачи материала:
· Громкий, кричащий заголовок. Фейковое сообщение должно сразу привлечь внимание читателя, убедить его в своей исключительности и важности. Поэтому если заголовок кажется невероятным, это, скорее всего, выдумка журналиста.
· Дата публикации. В большинстве случаев фейковые новости в СМИ никак не датированы. Но это вполне логично, учитывая, что описанных в них событий никогда не было. Например, сообщение, что в Бишкеке коллекторы побили должника, обязательно привлечет внимание аудитории. Но если в тексте не будет указана точная дата события, это говорит об обмане. С другой стороны, отсутствие конкретной информации продлит жизнь новостного сообщения или даже «превратит» его в достоверное. Вдруг через несколько месяцев коллекторы действительно побьют должника в Бишкеке, и тогда новость станет достоверной.
· В конце материала всегда содержится призыв распространять фейковую информацию. «Из-за кредита у вас отберут квартиру, расскажите это своим друзьям и родственникам». При этом в тексте будет сообщаться, что подобные новости блокируются во всех информационных СМИ (например, потому что банки требуют удалять подобные публикации). Но по факту фиктивные новости «выживают» только за счет репостов читателей, так как их не публикуют другие издания и интернет-порталы.
· Ошибки и опечатки. При создании фейковой новости горе-журналисты уделяют максимум внимания громким заголовкам. У них просто нет времени вычитывать материал и править грамматические ошибки.
Спокойствие и только спокойствие
Новость о том, что у банка возникли трудности с выплатой депозитов, обязательно привлечет внимание вкладчиков. Не разобравшись в ситуации, они начнут штурмовать отделения, пытаясь забрать свои вложения. Но именно на такую реакцию и рассчитано фейковое сообщение, особенно если у банка на самом деле нет никаких проблем. Своими действиями вкладчики создадут дополнительную нагрузку, а отток пассивов негативно повлияет на его финансовую устойчивость. Вполне логично, что массовое изъятие депозитов обернется тотальным дефицитом «живых» денег во всех отделениях. В конце концов, банк действительно столкнется с трудностями и не сможет вовремя возвращать вклады. А это только усилит эффект, если процесс не удастся остановить громкими опровержениями в СМИ.
Хорошо, если у банка окажется достаточно ресурсов, чтобы пережить информационную атаку. Но массовое изъятие вкладов может обернуться банкротством со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим, руководствуясь новостями сомнительного содержания, никогда не стоит предпринимать поспешных действий, принимать необдуманные решения и поддаваться панике.
Что делать
Создатели фейковых материалов рассчитывают на то, что читатели не будут проверять указанные сведения. Скорее всего, человек, повинуясь призыву, предпочтет разослать новость другим пользователям, и не будет проверять достоверность изложенных фактов. Как правило, читатели очень эмоционально реагируют на подобные сообщения и даже не задумываются о том, что сами становятся источником распространения лживых сведений. Чтобы обрубить такую цепочку, важно быстро выявить обман, придерживаясь таких рекомендаций:
· Информация в других СМИ. Чтобы убедиться, что новость – это сплошная ложь, следует поискать аналогичную публикацию на других ресурсах. В первую очередь внимание стоит обратить на крупные издания, которые дорожат своей репутацией.
· Надежность источника. Если материал опубликован в сомнительном, никому не известном издании или на сайте-однодневке, не стоит распространять его среди знакомых. Сначала нужно постараться собрать как можно больше сведений об издателе из проверенных источников. Например, если это сайт, то у него должен быть специальный раздел с краткой информацией о проекте. Лжецы не любят светить своими данными и лицами, поэтому не создают подобные страницы.
· Достоверность фотографий. Для привлечения внимания читателей новость обязательно будет дополнена эпатажным изображением. Но в большинстве случаев это фотошоп, в чем можно убедиться, если присмотреться к деталям. Как вариант, можно проверить подлинность картинки с помощью специализированного сервиса. Если выяснится, что фотография давно используется разными изданиями для оформления статей, указанная информация, скорее всего, фейк.
Если речь идет о серьезной работе, автор обязательно укажет ссылку на источник, которым он пользовался при создании материала. Но если у читателя возникли подозрения, что сообщение является ложным, в целях безопасности лучше не переходить по такой ссылке. В данном случае на фейковость может указывать тот факт, что в тексте также приводятся данные результатов исследований никому не известных «британских ученых». Это явный признак того, что, воспользовавшись ссылкой, можно нажить себе массу проблем и неприятностей.